SURREALIST.RU: Сюрреализм Ассоциативная живопись Сайт Художника Константина Шаханова

о художнике

Душа и форма


(символическое, воображаемое, реальное)



Но главное: будь верен сам себе

В. Шекспир «Гамлет»




В наш рационалистический век особую ценность приобретают художники, чье творчество построено на живом импульсе и богатом воображении. Современные технические виды искусства – фотография, кино, телевидение – достигли великолепных результатов в воспроизведении жизни не только в прямом изображении, но и в поэтической ее интерпретации. Перед современной живописью острее встала задача не просто изображать и рассказывать, а выявлять проблемы взаимоотношений природы и человека. Неподготовленному зрителю старое искусство в его классических формах приятнее и понятнее. Чтобы создавать новые художественные образы и уметь их воспринимать, необходимо отказаться от стереотипов мышления. Это одинаково важно и для художника, и для зрителя. Зрителю тоже нужны талант и такая же сильная потребность в творчестве. Восприятие искусства требует работы души. Полетом своей фантазии художник помогает хоть на мгновение выйти за пределы видимой реальности. Художник – прежде всего мечтатель, искусство – это мифология, магия, а не деловой расчет.

Художественный мир Константина Шаханова – это сфера действия сил, пытающихся пронести трепет жизни и хрупкость мечты сквозь холод и бездушие обыденности, сквозь равнодушие и потребительство окружающей его действительности. Его искусство соединило в себе фантазию и реальность; здесь так многое возможно: его картины – это целый мир, в котором «невозможное стало возможным», где реальные явления и предметы предстают в ирреальном измерении. Эмоционально-образная система Шаханова позволяет извлекать, как бы невзначай, из глубинных пластов культуры мифологемы седой старины. Его композиции привлекают своей изощренностью, блеском фантазии и мастерством исполнения. Каждое произведение Шаханова – это сцена, на которой разворачивается сложное, многоплановое действо. Нужно долго вглядываться в каждый фрагмент, который представляет собой загадку для пытливого ума, – никаких отгадок, готовых ответов здесь не предусмотрено. Каждый зритель может понимать произведение по-своему, в зависимости от собственного жизненного опыта, интеллектуального багажа и эмоционального богатства. В любом произведении искусства заключена тайна и прежде всего – тайна личности самого художника, его отношения к миру и людям.

Беседуя с художником, я почувствовал и, думаю, понял особенность его человеческого склада и целеустремленность художнической натуры. Он начал рисовать очень рано, обретя с детства вкус к линии и скрупулезной законченности изображения. Он никогда не занимался ни в изостудии, ни в художественной школе. Но у него не было сомнений, куда поступать учиться по окончании общеобразовательной школы. Конечно, в художественный институт! Всего полтора месяца занятий с педагогом, и Шаханов – студент Педагогического института, художественно-графического отделения. Случай довольно редкий. В институте он внимательно относится к урокам классического рисунка. Его влекла не интуиция дилетанта, профессионализм – это всегда было для него серьезно. В его вещах нет случайных или приблизительных линий. Может проскользнуть неточность, в крайнем случае, некоторая неумелость, но только не та нарочитая небрежность, которую нередко позволяют себе многие его коллеги по цеху. Его картины отмечены продуманной, выверенной артистичностью. Содержание его искусства – интеллектуальная плазма, в которой он живет и которая проникает в его холсты. Естественно, в ряде работ художника можно проследить влияния предшественников, но, как правило, они растворяются в индивидуальности Шаханова. Особенно относится это к сюрреализму, затронувшему – пусть по касательной – воображение художника и оставившему глубинный след в его искусстве.

Проблема наследия – основополагающая проблема в творчестве каждого серьезного художника. Почему Константин Шаханов выбрал для себя именно традиции и художественный метод сюрреализма? Во-первых, он наиболее адекватен его душевному и психическому складу. У него своего рода художественная интравертивность, тяга к разговору с самим собой, желание не столько быть услышанным, сколько понять самого себя. Кроме того, сюрреализм не просто увлекает многих художников, но и «проявляет» их искусство для них самих, помогает им в самоидентификации, в общем, достаточно смутном процессе. Зарождение творческого процесса, по свидетельству Шаханова, происходит в глубинах бессознательного. В основе его – спонтанное письмо, то есть художник сознательно не контролирует движение карандаша на бумаге, пока не возникает необычная форма.

Интерес к бессознательному, существовавший давно, еще со времен исследований Лейбница, просматривается и в искусстве Блейка, и в прозе Стерна. Если понимать под сюрреализмом в пластических искусствах устремленность к бессознательному (и его изображению или выражению в живописи), то этой устремленностью отмечено искусство двадцатого века в целом. «Искусство, – считал мэтр дадаизма Тристан Цара, – должно погрузить свои корни до глубин бессознательного». Причем Шаханов продолжает линию сюрреализма не столько в эстетическом, сколько в этическом плане. В его картинах «живет» магнетизм. Они не отпускают нас, мы чувствуем их форму на себе, словно одежду. Нас пропитывает царящая в них атмосфера. В чем тайна этого остроумного, изобретательного творчества? Объяснение следует искать не в сюжете его произведений. Мир его картин полон тонкой недосказанности, намека, глубоких подтекстов. Это мир, основанный на образе бессознательного или убедительно уподобленного, иными словами, Шаханов изображает художественную картину душевных тайн. Еще одна особенность притягательности его художественных холстов – их яркая эмоциональность. Его полотна настолько плоскостны, игра форм и линий сама по себе настолько выразительна и богата, что взаимодействие угадываемых предметов, их детали и, тем более, связь с бессознательным воспринимаются скорее на уровне не материальном, а совершенно эмоциональном. Все свое умение художник сконцентрировал на создании острых, ярких, изысканно и жестко очерченных плоских форм, каждая из которых становится пластической метафорой. Особая брутальная романтика навсегда поселилась в его искусстве. Кредо Шаханова-художника: холст должен быть сделан, обработан со всей возможной тщательностью, «служенье муз не терпит суеты». В фактуре, цвете, линейных построениях Шаханова решительно нет желания порадовать вкус обывателя. Его картины лишены слащавости, они основаны не на натуралистических подробностях, а на отстраненном и всегда многозначительном, содержательном сопоставлении предметов и явлений. Все созданное им так или иначе восходит к рисунку, который подчиняет себе живопись. Главное найдено уже первыми прикосновениями карандаша. Вызывает уважение стремление художника (пусть еще не полностью осуществленное) создать если и не вполне личный, то единый стиль. Он стремится выработать свой образный язык, свою систему символов, при этом (как было сказано выше) не забывая о пластических достижениях своих великих предшественников. Творчество Шаханова словно подтверждает тезис Ницше: «Самое существование в нашем мышлении – это включение нового материала в старые схемы (прокрустово ложе), уравнивание нового». Особой выразительностью отмечены работы, в которых художник использует антропоморфные формы («Наступающее море», «Дотянуться до небес»). Художник фиксирует внимание не на реальном и не на воображаемом, а, если можно так выразиться, «на изнанке реального». Он создает некую собственную планету. Мир его свободен от связи с привычными предметами, архитектурой, памятниками. Это придуманная, сочиненная природа, но сочиненная настолько подробно, с таким чувством ее органического единства, что в ее существование трудно не поверить. Близость художника к природе подлинной заставляет ощущать достоверность его художественного мира, но есть в этом мире и тонко найденная степень отстраненности от реальности, которая делает его иным, фантастическим. Он пишет несуществующее (но материальное!). Некоторые его работы отмечены своего рода эсхатологическими настроениями (упомянутые выше работы «Наступающее море» и «Дотянуться до небес»). Ощущением дискомфортности и опасности нашего мира проникнуты работы «Комната с удобствами» и «Осторожный бассейн». Шаханов остро чувствует время. В картинах мелькают порой его приметы, правда, в преображенном виде («Юность Дон Кихота»).

На мой сегодняшний взгляд творчество Шаханова – это бытование в пространстве (определение Хайдеггера). Во всем этом бездна поэзии и собственного видения современности.


Григорий Климовицкий

 дизайн Сергей Шапиро, разработка Вребус